К 111-летию отечественной анимации «Газпром-Медиа Холдинг» провел масштабное исследование российского рынка детских мультфильмов и мультсериалов. Полноценных исследований в этой области не проводилось более пяти лет.
Какой контент предпочитают дети
— 85% детей смотрят контент в интернете, 73% — смотрят телевизор;
— Читают или просматривают журналы только 22% детей, а слушают радио — 23%;
— Анимация — самый популярный жанр у детей 4-6 лет: она занимает 36% от всего времени просмотра ТВ;
— 43% родителей из 8.5 тыс. опрошенных отметили, что за последний год их дети стали чаще смотреть мультфильмы, несмотря на уход зарубежных мейджоров;
— У старших возрастных групп 7-9 и 10-12 лет возрастает спрос на телесериалы, однако на мультсериалы и мультфильмы все равно приходится значительная доля смотрения телевизора — 32% и 29% соответственно.
Сюжеты
— Растет популярность образовательного контента. Анимационные проекты нацелены теперь не только на раскрытие тем школьной программы, но и на формирование эмоционального интеллекта у детей через развитие гибкости и социальных навыков. Например, героини мультфильма «Шушумагия» (премьера запланирована на 2023 год) анимационной компании «ЯРКО» «Газпром-Медиа Холдинга» становятся воспитательницами необыкновенных существ шушу и получают магические силы. Таким образом девочки развивают эмпатию.
— Сохраняется спрос на персонажей с суперспособностями. Так, в мультфильме «Дракошия» компании «ЯРКО» герои сталкиваются с повседневными детскими неприятностями, с которыми они справляются волшебными способами: дракоша Тоша может поднимать вещи и других дракош, Мисоля создает музыку и придумывает танцы, а Рути управляет ростом цветов и деревьев.
— Детям демонстрируются базовые понятия концепции устойчивого развития. Все больше мультфильмов освещают острые вопросы современного общества: угрозы изменения климата, инклюзивности и прочее. Герои мультсериалов отражают ценности современного поколения – самореализацию, свободу, независимость. На смену классическим принцессам приходят дерзкие, нестандартные персонажи с ярко выраженным характером, отличительной внешностью. Например, в проекте «Команда МАТЧ» один из персонажей — бегемот Берта, энтузиазм которой позволяет ей добиваться успехов, несмотря на несоответствие стандартам красоты и неудачи.
— Сюжеты российских мультфильмов усложняются: мир реальный и сказочный переплетаются, на смену разделения героев на плохих и хороших приходят идеи неоднозначности зла. Так, симбиоз фантазии и действительности лежит в основе сюжета мультфильма «Тикабо»: главные герои — малыши Тикабо — исследуют дома людей под руководством наставника Ня.
Техники и технологии
Новые технологии оказывают влияние как на оптимизацию производства контента, так и на его визуальную часть. Применение расширенной аналитики пользователей усиливает влияние фансервиса*, а использование игровых движков помогает сократить время на разработку продукта. Синтез 2D и 3D, технологии расширенной реальности (AR, VR), совмещение CGI и съемки — все это позволяет выводить анимацию на качественно новый визуальный уровень.
Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО»: «Прекрасные советские анимационные сказки большинство нынешних детей вряд ли сможет посмотреть дольше пяти минут. Такое повествование для них слишком медленное, краски блекловатые. Современный зритель привык к быстрой смене событий на экране, динамичной режиссуре, яркой картинке. Изменился и подход к содержанию анимационных проектов – на нас очень пристально смотрят, мы должны «дуть на воду». Например, кошечка на дерево полезть может, а персонаж-ребенок — нет, и на велосипеде он будет в шлеме. Если ребенок что-то готовит на кухне, то рядом должны быть взрослые. Мы живем в эпоху гиперопеки детей, поэтому пытаемся маневрировать, чтобы и соответствовать трендам, и создать увлекательный контент»
Российский рынок анимации в 2022 году
— 13 новых полнометражных фильмов;
— 19 новых сериалов;
— Более 9 тысяч минут нового оригинального контента.
Российская анимация сегодня не только учитывает все мировые тренды и успешно их адаптирует, но и создает собственные. В 2022 году российские премьеры заменили американские мультипликационные проекты в лидерах кинопроката: шесть из десяти фильмов в топ-10 по сборам за 2022 год — российские релизы. Хотя современная индустриальная анимация в России начала развиваться только в начале 2000-х годов, в то время как в США она зародилась еще в первой половине прошлого века, российский рынок показывает впечатляющие показатели и растет быстрее глобального: за 2020-2022 годы на 15% в год (мировой — на 13%).
Также «Газпром-Медиа Холдинг» провел исследование, по данным которого рынок отечественной анимации по темпам роста опережает глобальный и может вырасти более чем в 2 раза, достигнув отметки 38.8 млрд рублей.
*Включение в сюжет определенных сцен, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определенный отклик у основной целевой аудитории